Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики • Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто. • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики. • Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на шнурок. • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль). • Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре. • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком. • Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором. • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы. • Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать. • Рисовать по точкам, пунктирным линиям. • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
• Заготавливаем капусту Руками имитируем соответствующие действия: - Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз. - Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад. - Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту". - Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно. - Мы морковку Трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
• Замок Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения. -На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.) -Кто его открыть бы смог? - Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.) - Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.) - Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) И - открыли! (Расцепить пальцы.)
Серия «По совету логопеда»
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики
Дорогие родители!
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки. Желаю удачи! Упражнения на развитие артикуляционной моторики Хоботок Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Лопаточка Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Иголочка Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Горка Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Трубочка Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Часики Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Змейка Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Качели Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Дорогие родители!
Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи. Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы. Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук. Желаю удачи!