Положение о психолого - медико - социальной службе
Программа психолого-медико-социальной службы сопровождения (ПМССС)
В специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, в задачу которой входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе, профессионального становления.
Сопровождение – это комплексная деятельность специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития, успешного обучения, воспитания, социализации ребенка.
Цель – формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе воспитанников школы; создание условий для позитивной социализации учащихся, а также детей-сирот, выпускников, детей из замещающих семей; создание системы психолого-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам и выпускникам; оказание своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и медицинской помощи всем участникам образовательного процесса.
Задачи:
- Оказывать своевременную социально-психологическую помощь и поддержку учащимся, выпускникам, родителям (лицам их замещающим), педагогам по проблемам обучения и воспитания.
- Профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды).
- Осуществлять правовую защиту всех участников образовательного процесса.
- Развивать индивидуальные способности учащихся, их интересы, склонности, чувства, межличностные отношения.
- Оказывать содействие выпускникам в получении профессионального образования и последующем трудоустройстве.
- Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, учителей.
- Коррекция имеющихся недостатков в развитии, обучении, поведении учащихся.
- Повысить качество подготовки воспитанников к выбору профессии, адаптации в учреждениях профессионального образования.
- Определить максимальное число детей-сирот в замещающие семьи.
Формы сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;
- мониторинг;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение;
- наставничество, шефство;
- передача детей-сирот в семью на время;
- посещение по месту проживания;
- профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами.
Направления психолого-медико-социального сопровождения:
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (1, 5-ый классы);
- Психологическое, социальное, медицинское сопровождение учащихся «группы риска»;
- Психологическое, социальное, медицинское сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения;
- Сопровождение детей, переданных в кровные (восстановление в родительских правах) и приемные семьи, оказание помощи в процессе адаптации;
- Оказание психолого-педагогической помощи в социальной адаптации выпускников в возрасте от 16 до 23 лет продолживших обучение в профессиональных учебных заведениях.
I.Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (1, 5-ый классы)
Цель – содействие созданию, в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды, условий для развития его творческого потенциала, формирования устойчивых ученических компетенций.
Задачи:
- Реализация в работе с учащимися возможностей, резервов развития каждого возраста;
- Развитие индивидуальных особенностей воспитанников и учащихся: интересов, способностей, отношений, жизненных планов и т.д.;
- Содействие созданию благоприятного психологического климата для развития детей, их продуктивного общения с взрослыми и сверстниками.
Работа проводится в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Проводимая работа:
- Комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;
- Определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- Специальная (коррекционная) помощь в рамках, имеющихся в школе-интернате возможностей;
- Разработка индивидуальных программ психолого-медико-педагогической и социальной помощи, а также их корректировка на основе анализа эффективности;
- Консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
- Осуществление наблюдения за адаптацией детей с трудностями обучения и поведения.
- Психологическое, социальное, медицинское сопровождение учащихся «группы риска»
Цель - создать социально-педагогические условия для успешной социализации ребенка.
Задачи:
- Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.
- Формирование у детей навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе-интернате, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
- Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
|
Формы работы |
|
|
|
2014-2019 гг.
2013-2016 гг. 2012-2015 гг. в течение учебного года |
социальный педагог |
|
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
по запросам
в течение учебного года
в конце каждой четверти в течение года |
|
|
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
по запросам
по запросу
по запросу
|
|
|
в течение года
в течение учебного года
по запросу
в течение учебного года по запросу |
Остальные участники педагогического процесса проводят работу с детьми «группы риска» согласно планам воспитательной работы.
- Психологическое, социальное, медицинское сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
Цель - формирование личности, способной реализовать себя в социуме.
Задачи:
- Социальная адаптация детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в возрасте от 15 до 23 лет путем формирования активной жизненной позиции, усвоения норм и ценностей общества.
- Формирование у подростков навыков самостоятельной жизни за пределами социального общежития, подготовка к созданию собственной семьи, рождению и воспитанию детей.
- Повышение информированности по психологическим, социально-педагогическим, социально-экономическим, социально-медицинским и юридическим вопросам.
- Развитие коммуникативных навыков, организация содержательного отдыха.
- Защита прав и интересов подростков.
- Умение планировать семейный бюджет, расходовать денежные средства.
|
Формы работы |
|
|
|
2013-2016 гг.
2014-2019 гг. 2012-2015 гг. |
социальный педагог |
|
в течение учебного года по необходимости
в течение учебного года по запросу в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года |
|
|
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
по запросам
по запросу
в течение учебного года
|
|
|
в течение года в течение учебного года
в течение учебного года в течение учебного года
в течение учебного года |
|
|
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года |
- Сопровождение детей, переданных в кровные и приемные семьи, оказание помощи в процессе адаптации
Цель – помочь семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье, обеспечить стабильность проживания ребенка в семье и предотвратить возврат в учреждение.
Задачи:
- Оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций.
- Развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей.
|
Формы работы |
|
|
|
по мере набора группы 1 раз в год 1 раз в год |
социальный педагог |
|
по необходимости
2 раза в год в течение учебного года в течение учебного года в течение учебного года
по запросу
по запросу
|
|
|
по запросу по запросу
в течение учебного года
в течение учебного года |
|
|
в течение учебного года
в течение учебного года в течение учебного года
по запросу
по запросу |
- Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации выпускников в возрасте от 16 до 23 лет, продолживших обучение в профессиональных учебных заведениях
Цель – социальная адаптация, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме.
Задачи:
- Оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи.
- Осуществление индивидуальной реабилитации и социальной адаптации выпускников.
- Определение и периодическое представление конкретных видов социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг выпускникам.
- Поддержка выпускников в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации.
|
Формы работы |
|
социальный педагог |
|
в течение года по возможности в течение учебного года
по запросу
по запросу
по запросу
по необходимости
по запросу
по запросу
по необходимости
по возможности
в течение года
в течение года
октябрь, май
по возможности |
педагог-психолог |
|
по запросу
по запросу
по необходимости
по запросу
|
фельдшер |
|
по запросу
по запросу
по запросу |
заместитель директора по УВР |
|
по запросу
1 раз в год по запросу |