Главная | Регистрация | Вход | RSS  Вторник, 19.03.2024, 05:04

Меню сайта
Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 223
Телефон доверия
Работа сайта

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности.

Детская агрессивность  и способы ее преодоления

Детство — период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия.

Выде­ляют три основных вида агрессии:

  1. Физическая агрессия, использова­ние физической силы против другого лица. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, лома­ют нужные вещи. Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребенок швыряет вещи в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потреб­ностью во внимании или какими-то драматическими событиями.

2. Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворенная пот­ребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или до­садить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани — научить словам, которые мож­но с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «ну и ну»).

3. Косвенная агрессия. Этот вид аг­рессии, направленной окольными пу­тями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявля­ющийся в крике, ругани, топанье нога­ми, битье кулаками по столу и т.п.).

Давайте попробуем разобраться в происхождении такого поведения.

Агрессивные действия у людей мож­но наблюдать уже в период раннего детства. Вспышки ярости с элементами агрессивного по­ведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Пре­пятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки — разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ним и взрослым. Как правильно вести себя в этой ситуации? Необходимо перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы сами убедитесь, что избежать такого конфликта не только можно, но и необходимо.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного поведения, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов. Хотя «игры-потасовки» и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они ред­ко мотивированы стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Если это и случается, то по неосторож­ности, из-за недостаточного моторного контроля или при низкой социальной компетентности.

В возрасте 6 - 9лет ребенок с сильно вы­раженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так как в большинстве случаев его начинают избегать или не принимать в игру.

Психологическую основу таких «игр-потасовок» составляет желание пове­селиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни.

   Но если в начальной школе мы еще как-то справляемся с проблемой агрессивности, то в подростковом возрасте она встает с новой силой.

Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации.

Сейчас я буду называть слово (существительное), а вы, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагательное). Например: уроки разные; школа шумная...)   Итак, начали: Малыш —...   Дошколёнок —... Игра —... Детство —... Карапуз —... Школьник —...Школа —...   Ученик —...   Подросток —...

Какой эпитет вы добавили к слову «подросток»?   Любимый?   Измученный? Родной?

Большинство взрослых к слову подросток добавляют «трудный».

Можно сказать, что в головах большинства родителей и педагогов обра­зовался устойчивый стереотип. В результате, каким бы ни был наш ребёнок раньше, как только он дорастёт до этого самого подросткового переходного возраста, мы готовимся к обороне. Ну если не к обороне, то к проблемам и нервотрепке — это точно. То есть мы заранее настраиваем себя на….Правильно, на трудности. На то, что нам будет трудно.

А жизнь устроена так, что мы всегда получаем то, что ожидаем. Еще недавно послушный, добрый и ласковый, ребенок становится грубым и дерзким. И эти трудности, в первую очередь, вызваны неумением взрослых учесть перемены, происходящие в ребенке. К подростку продолжают относиться как к ребенку, требуют от него безоговорочного послушания, не считаются с его собственными интересами и потребностями. Вот он увлекся интересной книгой, или смотрит фильм. А взрослый в этот момент в категоричной и резкой форме требует немедленно выполнить его поручение. В ответ слышит грубость.

       Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т.д.) Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности.

       Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется посредством исправления взрослыми своей ошибки.

Ребенок может также проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим занятий и отдыха, а также тактичное поведение взрослых.

Разногласия с родителями, педагогами могут возникнуть в любое время, в любом возрасте. Но проблемой они становятся только тогда, когда дети не получают того, что им нужно особенно сильно — поддержки и понимания.

   Продолжая тему агрессивного поведения у детей, хочу рассказать индейскую притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

—В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

   Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

—А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:    

   —Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

   В каждом из наших агрессивных подростков живут два волка, два тигра, два дракона или кого-то еще, и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь подростку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и растить эту часть себя.

Как же работать с агрессивными детьми?

·         Дайте понять подросткам, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно агрессивное поведение.

·         Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним состоянием     подростка, или она вызвана внешним фактором (вашим поведением, поведением другого человека или какими-то событиями). Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его? Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

*  Важно отвлечь агрессивного подростка или помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами, например, через игры или специальные упражнения.  Схема:   Почувствовал      -       осознал       -      сумел безопасно выразить

·         Поскольку злость — нормальная и необходимая каждому человеку эмоция, то научите подростков выражать свои чувства приемлемыми способами (как вербально, так и невербально). Своим примером показывайте способы адекватного реагирования (различные способы выражения эмоций, гнева).

·         Используйте агрессию, возникшую в результате конфликта в классе, для   первого   шага к пониманию ее причины.   Предложите подросткам исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.

·         Используйте любой конфликт как сценарий, раздав подросткам роли, проигрывая его и придумывая различные варианты позитивного решения.   (Судьба на выбор)

·         Постарайтесь принять подростков с самого начала такими, какие они есть,со всей их агрессией.

Помните, что больше всего дети нуждаются во внимании, любви и заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.

                                                                                   ( по материалам Обуховой Н. П.)

 
2023- Год педагога
Атрибутика школы
Баннер участника Флаг и герб школы Баннер участника
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Счетчик
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Видеонаблюдение
видеонаблюдение
Друзья сайта
Информация
         

Copyright MyCorp © 2024