Для того чтобы коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью была более эффективной, стоит учитывать следующие принципы, в которых психологические особенности агрессивного поведения проявляются достаточно ярко:
- Принцип учета индивидуальных и возрастно-психологических особенностей подростков;
- Принцип комплексности методов воздействия;
- Принцип дифференциации и индивидуализации психолого-педагогических методов, средств и приемов коррекционного воздействия;
- Принцип подключения ближайшего социального окружения к участию в реализации коррекционно-развивающей работы;
- Принцип длительного изучения ребенка;
- Принцип доброжелательного отношения, создания спокойной обстановки, четкости, единства и систематичности требований;
- Принцип осуществления коррекции агрессивного поведения при опоре на медицинские рекомендации, которые учитывают этиологию заболевания;
- Принцип привлечения к общественно полезной, коллективной и интересной деятельности;
- Принцип безболезненной, мягкой формы оценки умений и знаний;
Не стоит забывать о том, что семья, которая воспитывает ребёнка с умственной отсталостью, является реабилитационной структурой, которая обладает потенциальными возможностями для создания благоприятных условий для воспитания и развития ребёнка. В связи с этим коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью должна осуществляться и в семье.
Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
- переключение внимания, предложение чего-либо;
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («ты злишься?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?»);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Педагогам необходимо тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:
- не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
- не демонстрировать власть («Будет так, как я скажу»);
- не кричать;
- не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
- не использовать физическую силу;
- не втягивать в конфликт посторонних людей;
- не настаивать на своей правоте;
- не читать нотации, проповеди;
- не делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
- не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно слушать и молчать.
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
8. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
- подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
- искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
- следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
- придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений.
9. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Комкать и рвать бумагу.
- Бить подушку или боксерскую грушу.
- Топать ногами.
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
- Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- Посчитать до десяти.
- Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
- Вода хорошо снимает агрессию.
Таким образом, для снижения уровня агрессивного поведения умственно отсталых подростков важно учитывать индивидуальные особенности и, конечно же, необходима совместная работа родителей, педагогов и психологов.