Положение о школьной службе примирения
Приказ о создании школьной службы примирения
План работы школьной службы примирения
Школьная служба примирения
Школа – это целый мир, где собрались несколько десятков детей и учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. Для решения таких проблем в нашей школе была создана Школьная служба примирения.
Одним из способов разрешения проблем (конфликтов) является – медиация, которая лежит в основе школьной службы примирения.
Медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Что представляет собой школьная служба примирения?
Школьная служба примирения предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Цель: развитие между участниками образовательных отношений практических знаний, умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. информирование участников образовательного процесса об эффективности восстановительных технологий при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций;
2. обучение участников образовательного процесса конструктивным методам урегулирования конфликтов и формирования социальной ответственности;
3. повышение эффективности профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения обучающихся;
4. формирование законопослушного поведения обучающихся;
5. проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, семейных конференций и др.) с участниками конфликтных ситуаций.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Принципы проведения восстановительных программ
- Добровольность участия.
- Информированность сторон.
- Конфиденциальность процесса медиации.
- Ответственность сторон.
- Нейтральность ведущего.
Зачем нужна школьная служба примирения
родителям (законным представителям) обучающихся?
Школьная служба примирения позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем нужна школьная служба примирения обучающимся?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
На встрече выполняются следующие правила:
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Состав школьной службы примирения:
- Панфилова Светлана Борисовна, социальный педагог, каб.2.9.
- Гостева Анжелика Владимировна, педагог-психолог, каб.педагога-психолога.
Правовая основа организации школьных служб примирения
в образовательных организациях
I. Международные нормы права
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 года;
3. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года;
4. Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года;
5. Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку от 17 ноября 2010 г.
II. Законодательство Российской Федерации
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. №1430-р об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства в период до 2027 года.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гг..», которое предусмотрено «оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных». В числе правовых механизмов названо: «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми».
6. Указ Президента РФ от 17 мая 2023 года № 358 «О стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года».
III. Законодательство Архангельской области
Соглашение о межведомственном сотрудничестве в развития дружественного к детям правосудия в сфере уголовного судопроизводства в Архангельской области, 2019 г.
1) Регламент взаимодействия субъектов программы примирения обвиняемого (подозреваемого) с потерпевшим по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (в редакции 2019 года);
2) Порядок взаимодействия субъектов программы примирения по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность (октябрь 2015 года);
3) Порядок взаимодействия субъектов программ примирения по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних в Архангельской области (август 2017 года);
4) Порядок взаимодействия субъектов программы примирения по делам об административных правонарушениях и уголовным делам о применении насилия взрослыми в отношении детей в семьях (октябрь 2017 года);
5) Порядок взаимодействия субъектов восстановительных программ по случаям нарушенных детско-родительских отношений.
6) Распоряжение от 7 сентября 2023 г. № 1621 «Об организации деятельности служб примирения в образовательных организациях на территории Архангельской области».